Введение: в статье показана распространенность рискогенных компонентов в некоторых повседневных контекстах - семейном, образовательном, трудовой занятости, досуговом, индивидуальном и кризисном. Рассмотрены также корреляционные зависимости между отдельными характеристиками жизненной ситуации молодых людей и их девиантной активностью. Обзор литературы: использованы источники, в которых находят отражение теоретические положения и результаты исследований повседневности с точки зрения рискогенности ее компонентов. Материалы и методы: метод онлайн-опроса молодежи использовался для получения эмпирических данных. Результаты исследования: установлены связи между девиантным поведением и такими факторами повседневной жизни, как: ситуация в семье, наличие образцов нарушения норм в ближайшем окружении, неблагоприятные жилищные условия, девиантные/криминальные проявления в микрорайоне, неблагоустроенность и загрязненность района проживания, неуверенность в реализации своих жизненных планов, отсутствие чувства стыда за возможное совершение девиаций, виктимизация и др. Обсуждение и заключения: в исследовании, с одной стороны, нашли подтверждение уже известные риски девиантного поведения, а с другой - выявлены новые факторы риска, которые не изучены российскими исследователями. Это создает перспективу для новых исследований, ставящих перед собой цель прогнозирования девиантогенной ситуации на конкретной территории - в жилом районе или учебном заведении/организации. Использование в исследованиях контекстного подхода предоставляет возможность расширить и систематизировать факторы риска в зависимости от сфер жизнедеятельности, анализировать совокупность компонентов повседневности как жизненные ситуации, которые могут выступать фоном нормонарушающей социальной активности индивидов.
контексты повседневности, факторы риска, жизненная ситуация, девиантное поведение, молодежь
1. Schneider H.J. Kriminologie für das 21. Jarhundert: Schwerpunkte und Fortschritteder internationalen Kriminologie.- Münster: Lit. 2001.
2. Boers K., Reineke J. (Hrg.). Delinquenzim Jugend alter: Erkenntnisse einer Münsteraner Längsschnittstudie. - Münster: WaxmannVerlag GmbH, 2007.
3. Breuer T. Kriminologie als kriminologische Handlungs lehre: Ein Grundriss für die Aus- und Fortbildung.- Landwaden: BernardusVerlag, 1998.
4. Oberwittler D., Schwarzenbach A., Gerstner D. Polizei und Jugendliche in multiethnischenGesellschaften: Ergebnisseder Schulbefragung 2011 „Lebenslagen und Risiken von Jugendlichen“ in Köln und Mannheim.- Freiburg im Br.: Max-Planck-Institutfürausländisches und internationals Straftrecht, 2014.
5. Bernecker-Wolf A., Hutz P., Lauer H., Nowotny E., Thyen U., Wolff R. Kindes mis shandlung. Erkennen und Helfen.-Berlin: Kinderschutz-Zentrum Berlin, 2000.
6. Oberwittler D.Wohn quartiere mit konzentrierten sozialen Benachteilungen können zur Verscharfung der Jugend delinquenz beitragen. Neue Erkenntnise zu sozialraumlichen Kontext effekten // Recht der Jugend und des Bildungswesens. 2008.№ 1. S. 73-83.
7. Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. М: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
8. Thiersch H. Lebensweltorientierte Soziale Arbeit: Aufgaben der Praxis im sozialenWandel. - 3. Aufl. -Weinheim; München: Juventa Verlag, 1997.