В статье представлен общий обзор сформировавшихся взглядов на содержание понятий «компетенция» и «компетентность», выделены два подхода к соотношению этих понятий. В работе раскрывается структура профессиональной компетенции, представленная как сложное образование, включающее три основных компонента: когнитивный, деятельностный и личностный. На основе анализа состава и содержания профессиональных компетенций будущего бакалавра юриспруденции обоснована интегративная сущность профессиональной компетенции.
компетенция, компетентность, состав и структура профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции, интеграция, профессиональная ориентация
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Баранова И. П. Применение компетентностного подхода в системе высшего образования / И. П. Баранова // Вестник. Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 37-42.
3. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.
5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
6. Евтихов О. В. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема / О. В. Евтихов, А. Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1. - С. 128-13.
7. Ерцкина Е. Б. Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 - Строительство) / Е. Б. Ерцкина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 54-59.
8. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
9. Ибрагимов Г. И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки / Г. И. Ибрагимов // Alma-mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 8. - С. 6-14.
10. Ибрагимов Г. И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Инновации в образовании. - 2013. - № 5. - С. 14-25.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
12. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М. : Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Изд-во «Азь», 1992. - 955 с.
14. Степанов Р. И. Анализ примерных программ в части реализации общекультурных и профессиональных компетенций // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1. - С. 55-59.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень «бакалавр») : утвержден приказом МО и Н РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
16. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования : автореф. дис. … докт. пед. наук / О. В. Шемет. - Калуга, 2010.
17. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.